«Без мечты ничего нельзя сделать в жизни»: как появился самый волшебный цикл картин Васнецова «Поэма семи сказок. «Поэма семи сказок» Виктор Васнецов

Презентация по очерку Н. С. Шер «Картины-сказки» выполнена на 16 слайдах для урока литературное чтение в 4 классе. Материал пособия полностью учитывает возрастные особенности учащихся, требования программы к уроку. С помощью презентации учащиеся познакомятся с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова, с картинами-сказками из цикла «Поэма семи сказок». Получат возможность научиться правильно рассматривать (обращая внимание на детали) и анализировать картины. В презентации используется игра «Аукцион картин» (слайд № 9). Она выступает как занимательная форма подачи материала и проверки знаний. Это способствует развитию познавательной активности младших школьников, большей заинтересованности к данному виду деятельности. Ход игры. Детям предлагается выбрать кнопку с номером от 1 до 7 (по количеству картин). Следом, с помощью гиперссылки, появляется описание картины из цикла "Поэма семи сказок". По описанию, дети обсуждают и называют картину о которой идёт речь. Такая форма работы вызывает интерес к сказочным образам, изображённым на картинах великого художника, способствует обогащению речи детей новыми словами (репродукция, эскиз, сюжет, художественный образ, жанр). Игру «Аукцион сказок», рекомендуется провести в групповой форме, давая детям время на обсуждение описания картины (которое может зачитать как учитель, так и ученик). Данный интерактивный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства. Так же презентацию «Художник-сказочник» можно с успехом применять и во внеклассной работе. Использование данной презентации позволит вызвать интерес к творчеству великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Поэма семи сказок » Виктор Михайлович Васнецов

Царевна-лягушка

Спящая царевна

Царевна Несмеяна

Кощей Бессмертный

Сивка – Бурка

Ковёр – самолёт

Аукцион картин. 1 2 3 4 5 6 7

Глядя на эту картину, словно слышишь звуки музыки. Звуки бодрые, высокие, чистые. Музыканты только успевают перебирать струны. Гусли, балалайки, домра, рожок – целый оркестр народных инструментов. В центре танцует сказочная царевна. Движения её красивы и свободны. Светлые краски расписного терема, лебеди на пруду, крестьянский хоровод на лужайке – всё живёт в красоте и гармонии.

Спит на высоком ложе царевна в парчовом сарафане и золотой короне, откинула она белую руку. На древнюю книгу уронила голову девочка и тоже спит. Спят барышни, спят сенные девушки, спит придворный шут. Но не увяли красные маки, не засохли еловые леса, зеленеют берёзки. Жива природа.

На этой картине изображен добрый молодец на белом богатырском коне. Сейчас его конь допрыгнет до окна расписного высокого терема прекрасной Царевны.

До чего же отвратительна героиня этой картины, летящая в ступе по лесу. Оскал её страшен, опасны жилистые руки и уродливая костяная нога. Лес заколдован. Он враждебен маленькому Иванушке, которого уносит старуха.

На этой картине изображено мрачное подземелье. У стен стоят кованые сундуки. Но нет выхода оттуда для прекрасной царевны. Страшны крючковатые руки, беззубый запавший рот, зловещие глаза...

На этой картине изображен красивый расписной терем с витыми колоннами. Много в нём народу: и музыканты и шуты и рассказчики разные. В центре зала трон, на котором сидит царевна. И не слушает она никого, и не смотрит, погружённая в свои мысли.

Высоко в небе летит Иван-царевич. Крепко держит он в руках клетку с Жар-птицей, которая приносит людям счастье. Далеко внизу леса, поля, реки – древняя прекрасная земля.



Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Автопортрет 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна.

Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников.

Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире».



Чаепитие в трактире (В харчевне) 1874
холст, масло
Вятский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.



После побоища Игоря Святославича с половцами
На сюжет из «Слова о полку Игореве» 1880
холст, масло
205 x 390 см


Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.



Алёнушка 1881
холст, масло
178 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.



Богатыри 1881-1898
холст, масло
295,3 x 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».



Кащей Бессмертный. 1927-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».


Царевна-Несмеяна 1914-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А. Н. Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.



Народные Русские сакзки А. Н. Афанасьева

Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.



Спящая царевна 1900-1926
холст, масло
214 x 452 см

В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг.



Царевна-Лягушка 1901-1918
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. «ПОЭМА СЕМИ СКАЗОК»

Часть 2.

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».
Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А.Н.Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.
Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.
В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг. Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество - это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.
Васнецов особенно интенсивно писал свою «Поэму» после 1917 года, и напрашивается вывод, что языческая стихия этих полотен в определенном смысле перекликается со стихией революционной. Васнецов, идейный участник «Союза русского народа», разумеется, не принял революцию, но покидать страну не пожелал. И свое мнение о переменах, происходящих в стране, смог выразить в виде сказочных аллюзий.


Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Автопортрет 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна.

Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников.

Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире».



Чаепитие в трактире (В харчевне) 1874
холст, масло
Вятский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.



После побоища Игоря Святославича с половцами
На сюжет из «Слова о полку Игореве» 1880
холст, масло
205 x 390 см


Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.



Алёнушка 1881
холст, масло
178 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.



Богатыри 1881-1898
холст, масло
295,3 x 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».



Кащей Бессмертный. 1927-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».


Царевна-Несмеяна 1914-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А. Н. Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.



Народные Русские сакзки А. Н. Афанасьева

Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.



Спящая царевна 1900-1926
холст, масло
214 x 452 см

В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг.



Царевна-Лягушка 1901-1918
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.