Батик для начинающих — шаблоны, трафареты, идеи. Рисование в технике "Батик" поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото Холодный батик трафареты

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

Батик — трудоемкая роспись ткани, в результате которой появляются уникальные изделия необычайной красоты. В статье описаны самые популярные виды и технологии батика.

Увидев однажды дивную роспись на ткани, забыть ее уже не удастся. Оригинальность мотивов в сочетании со сложностью исполнения выражают внутренние взгляды и настроение мастера. В то же время ценители и обладатели эксклюзивных вещей, расписанных в технике батик, подчеркивают свою индивидуальность и хороший вкус.

Что такое батик – определение, виды

«batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.

В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.



Батик — ручная роспись ткани

Первые ткани, расписанные в технике батик, появились в 4 веке до н.э. Древние египтяне хоронили мумий, завернутыми в эти изумительной красоты материи.

Виды батика:

  • – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
  • – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
  • – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
  • Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.


Индонезия – страна горячего батика. При помощи расплавленного воска женщины создают огромные картины, обладающие, по мнению индонезийцев, целебными и магическими свойствами.

В Нигерии батик обрел популярность в середине 20 века. Технология африканского батика (адире) заключается в нанесении на ткань перьями крахмального раствора и последующем окрашивании рисунка в цвет индиго. Также в Нигерии часто используется узелковый способ окрашивания ткани.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.

ВАЖНО: Краски для шелка имеют маркировку Silk. Они более текучие и прозрачные, чем краски для текстиля, обозначенные Textile.



Холодный батик: техника выполнения для начинающих

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить :

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет

ВАЖНО: Чтобы аккуратно набрать, а затем нанести, резерв, опустите в состав «носик» стеклянной трубочки. В это время с другой ее стороны вставьте спринцовку, нажатием на которую можно будет регулировать количество поступаемой и выделяемой жидкости.



После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе :

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.

ВАЖНО: Если картина будет висеть на стене, можно приступать к ее оформлению сразу же после того, как она высохнет. Если же вещь предназначена для носки на теле, батик необходимо предварительно закрепить и обработать паром.



Видео: Технология холодного батика для начинающих

Видео: Мастер — класс «Маки». Панно в технике холодного батика на хлопке

Горячий батик: техника выполнения для начинающих

Выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).


Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты :

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • старые газеты


Ход работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.

ВАЖНО: Газеты для проглаживания батика должны быть старыми. Если использовать свежие газеты, работу можно испортить отпечатавшимися на ткани газетными строчками.



Видео: Мастер — класс. Горячий батик

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.

Материалы и принадлежности:

  • ткань хлопчатобумажная светлая
  • анилиновые красители для тканей х/б
  • плотная нить, веревка, жгут или шнур
  • палитра
  • емкость для окрашивания
  • лопаточка для помешивания


Вся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:

Этап 1 . Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:

  • зашейте
  • завяжите
  • скрутите
  • сложите
  • подогните

ВАЖНО: Внутрь узелков и сгибов можете помещать пуговицы, камешки, ракушки и другие мелкие предметы. Эффект от таких экспериментов может оказаться совершенно неожиданным.

Этап 2 . Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.

ВАЖНО: Окрашивание проводят, следуя указаниям инструкции к краске. Некоторые производители рекомендуют предварительно погружать ткань в кипящий солевой раствор, а только после того, как она прокипит, постепенно вводить в соленую воду краситель.

Этап 3 . После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.

ВАЖНО: Выбранный способ резервирования определяет конечный узор, который получится в результате проведенной работы.



Видео: Мастер — класс по узелковому батику, узор «Спираль»

Батик роспись, живопись по ткани, шелку – картины, панно

Техника батик позволяет создавать настоящие шедевры, служащие впоследствии украшением квартир и домов. Картины и панно батик, выполненные различными способами, могут стать изюминкой любого интерьера, а яркие цвета и диковинные узоры – оживить даже самую строгую обстановку.





Идеи батика — натюрморт, маки, абстракция, цветы, розы, лошади, сакура, рыбы, сова, морская тема, подсолнухи, ирис: фото





Батик. Панно. Натюрморт



Батик, платок «Маки»



Шарф «Абстракция». Батик





Платок «Розы». Батик





Батик. Картина «Лошадь»

Шелковый шарф «Сакура». Батик



Платок «Рыба». Батик

Роспись на шелке «Рыбы»

Шейный платок «Сова». Батик







Платок «Подсолнухи». Батик



Платок шелковый «Ирисы». Батик

«Синие ирисы». Батик

Батик в интерьере: идеи, фото











Батик в интерьере. Подушки

Батик на футболке: идеи, фото







Батик на футболке своими руками

Искусство батика – это роспись ткани с использованием резерва, вещества, покрывающего ткань там, где она не должна быть окрашена. Красивый вид искусства, который можно использовать для создания рисунков, украшения интерьеров и одежды. Какова техника батик, для начинающих может рассказать мастер-класс.

Виды искусства

Холодный. В этом способе резерв наносится замкнутым контуром, в пределах которого ткань расписывается красками.

Горячий. Горячий резерв может как наноситься контуром, так и покрывать какие-то участки ткани.

Свободная роспись. Весь рисунок наносится краской, резерв используется только в финальной стадии.

Узелковый батик. Этот вариант сильно разнится с предыдущими. Это уже не столько роспись, сколько скорее окрашивание ткани. Полотно складывают различными способами, перевязывают или сшивают ниткой и затем окрашивается краской.

В батике используются разные ткани. Лучше всего подходят гладкие, такие, как шелк, вискоза или хлопок.

В этом стиле можно создавать красивые панно. Батик очень разнообразен и не имеет при этом строгих правил. Каждый художник вносит в искусство что-то свое, поэтому каждое изделие в этой технике неповторимо.


Здесь будет рассмотрен мастер-класс по работе в стиле холодного батика. Он отлично подходит для начинающих.

Виноград из ткани

Что понадобится для работы:

  1. Гладкая ткань на выбор;
  2. Рамка с кнопочками или пяльцы;
  3. Краски для росписи по шелку, могут и быть и акварельные;
  4. Резерв;
  5. Стеклянная трубка или аппликатор;
  6. Кисти;
  7. Контур декоративный для ткани.

В начале простирнуть ткань с мылом, так как материал покрывают специальным веществом, которое будет мешать росписи. Влажную ткань надо натянуть на пяльцы и дать высохнуть.

Выбрать понравившийся и подходящий по размеру эскиз. Можно нарисовать шаблон самому.

Только надо помнить, что нужно не делать очень мелкие детали в рисунке.

Контур надо обвести маркером и подогнать размер.

С изнанки закрепить с помощью бумажного скотча.

Эскиз должен хорошо быть виден через ткань. Обвести карандашом контур с лицевой стороны. Можно сразу наносить резерв, только в этом случае эскиз должен находиться на некотором расстоянии от ткани. Если они коснутся друг друга, в этом месте резерв расплывется неаккуратными пятнами.

После того как контур обведен, надо убрать шаблон. Наносить резерв следует внимательно, чтобы он пропитал всю ткань. Не должно быть разрыва в линиях. Нанести резерв и оставить сохнуть. Разные резервы сохнут по-разному, в зависимости от марки.



Краску начинать заливать с фона. Может быть неразбавленная краска, но если нужны более светлые тона, то нужно разбавить водой. По количеству брать немного краски. Работать с ними так же, как с акварелью.


Теперь приступать к раскрашиванию других элементов. Дать просохнуть ткани. При высыхании краски бледнеют, потому можно добавить второй слой, по необходимости.




Использование шаблонов для батика не означает слепое перерисовывание уже готовых растительных форм и заполнение их цветом. Хотя многие начинающие художники могут воспользоваться и таким способом в освоении нового ремесла.

Составление оригинальных композиций на основе имеющихся готовых орнаментов не менее трудное занятие, чем первоначальное сочинение этих самых орнаментов. Удачные комбинации орнаментальных форм в соответствии с законами композиции позволяют создать гармоничное произведение искусства. Поэтому порой художник должен иметь под рукой готовые шаблоны для росписи в технике батик или для любого другого прикладного искусства. Составлению композиции посвящена отдельная , с которой вы можете познакомиться на нашем сайте.

Например, в композиции платка Георгины, представленной ниже, использованы различные орнаменты, объединенные общей композицией. Здесь и цветы георгины как таковые в фронтальной проекции и стилизованные орнаментальные мотивы этих же цветов в фоне. Все это дополнено разбивкой общей плоскости платка на сегменты, где присутствует тот или иной орнамент.

Как правило, стилизуют растительные формы. Трансформации подвергаются листья, цветы, деревья, отдельные растительные элементы, вплоть до тычинок и пестиков. Расцвет стилизации растительных форм в истории искусства приходится, пожалуй, на эпоху модерна.

Примером стилизации могут служить эскизы Эжена Грассе , представителя эпохи модерна. В основе трансформации растительной формы лежит глубокий и доскональный анализ природной формы растения.

Познакомимся с некоторыми уникальными шаблонами, которые вы можете использовать в своем творчестве. Их можно распечатать для батика или росписи по стеклу в готовом виде или на их основе создать композицию более сложную.

Применение орнаментов и шаблонов в работе облегчает освоение композиции и позволяет создавать новые произведения искусства.

Успехов в творчестве!

Стиль Ар-нуво (от фр. «новое искусство») возник в конце 19 века и был распространен в странах Европы, а также в Америке. Другое название стиля - модерн. Модерн пришел на смену эклектики, где использовались комбинации элементов всех предшествовавших стилей. Художники, архитекторы нового времени были объяты едиными идеалами и идеями, в которых стремились создать нечто совершенно отличающееся от прежних веяний в искусстве. И им это удалось! Источником вдохновения и основой стиля ар-нуво стало использование растительных форм, стилизация природных элементов . В модерне наблюдается отход от прямых линий и углов, появляется текучесть, плавность.

Особенно яркими представителями этого стиля стали такие художники, как Густав Климт , Уильям Моррис, Альфонс Муха , Михаил Врубель, Леон Бакст, Эдвард Мунк и другие.

Орнаменты и элементы стиля сразу нашли свое применение в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

Модерн просуществовал в течение 30 лет и затем стал быстро угасать, но по сей день его извилистые формы используются художниками современности в самых разных направлениях искусства, например, в батике, декоративной живописи, в дизайне интерьера.

Вот и я предлагаю Вам приобщиться к этой вехе развития искусства и воспользоваться в своих работах шаблонами стиля ар-нуво . Трафареты могут быть использованы для создания композиций, как в батике, так и в росписи по стеклу, росписи стен в интерьере и с любой другой целью.

Приведу пример как можно использовать данные трафареты в работах, тому послужит мой платочек "Ромашки и рыбки" 90*90 см 100% атласный шелк

Здесь были использованы животные орнаменты и растительные орнаменты ромашек, объединенные единой центральной композицией платка.

Эксперименты с цветом и комбинации различных трафаретов в композиции могут принести удивительные результаты в виде красивых вещей в стиле модерн!